литература творчество

Андрей Кочетов. Творчество.

Кочетов Андрей Борисович поэт писатель
Андрей Кочетов

 

Имя: Кочетов Андрей Борисович

Место Рождения: Россия, Ивановская область, город Наволоки,   / Проживает в городе Новозыбкове.  

Дата Рождения:  24 августа 1959 года.

Об авторе и его творчестве: Поэт, писатель, режиссёр, член культурного центра “Родник”. Печатался в сборниках “Родник”, “Живой Родник”, “Белый Колодец” в периодической прессе.

Ссылки: ?

СТИХИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПОСЛЕ ПЕРЕЛОМА
А эта новость громче первогрома –
Я предсказанья многих обошел,
Когда впервые после перелома,
Отбросил костыли и медленно пошел.
Я сделал шаг, другой и третий,
Боясь от пола ноги оторвать,
Но я рискнул, вдруг кто -то не заметный,
Толкнул меня обратно, на кровать!
Срастётся, видимо, еще не скоро
Моя раздробленная пяточная кость,
И будет мне надеждой и опорой,
Сперва костыль, потом и палка-трость.
Еще болят коленные суставы,
На пятку невозможно приступить,
Но говорят в больнице костоправы:
«Раз ты пошел, то значит будешь жить!»
июль 2019г.

***

Я уже не боюсь сантиментов,
Осуждать, ты меня не берись,
Как кино, из отснятых фрагментов
Клею фильм под названием «ЖИЗНЬ».
Вот смотрю черно-белые фото,
И смеюсь и грущу над собой:
Ух, каким же я был обормотом,
В те года, когда был молодой!
Вспоминаю пути-дороги,
Что пришлось когда-то пройти,
И надежды, мечты и тревоги,
И людей, что встречал на пути.
С кем-то ссорился — потом мирился,
И конечно любил — не любил,
Положением своим не кичился,
Только дружбой всегда дорожил.
Я уже не боюсь сантиментов,
Осуждать, ты меня не берись,
Как кино, из отснятых фрагментов
Клею фильм под названием «ЖИЗНЬ».
г.Новозыбков август 2006г
 АКРОСТИХ
На этот раз я про любовь писать не буду,
А ты попробуй вычитать меж строк-
Тебя, Натаха, я едва ли позабуду,
А позабыть не малый нужен срок.
Хоть голова моя немного поседела,
А вот любовь к тебе не устарела…
Шипы характера, всю прелесть юной розы,
И это очень трудно разлюбить…
Боюсь, из сердца вытащу «занозы»,
А с ними разорву былого счастья нить!
Ему, сопернику, конечно, повезло-
Ведь он меня значительно моложе,
А я тебя люблю ему назло-
ты мне дороже!
ЕДУ К ТЕБЕ
Утром сяду в автобус тряскучий…
Вскоре лес замелькает дремучий,
Замелькают березы и ели-
Неужели увижу ТЕБЯ,неужели!
Приговором звучит:»Ты не холост!»,
Но я рад услышать ТВОЙ голос,
И к руке ТВОЕЙ прикасаться,
И в плену  твоих глаз оказаться!
Мы с ТОБОЙ много лет не встречались,
Но все также друзьями остались.
Пусть же кружат березы и ели,
Нас не в свадебной карусели!
Кострома2012г

***

В минуты грусти достаю альбом —
В нём моей жизни собраны страницы,
Родители, друзья и отчий дом,
И просто милые и дорогие лица.
Пусть говорят, что прошлым жить смешно,
 Что дней, ушедших, не вернуть, дружище.
Пусть так! Но как старинное кино,
Нас память делает  добрей и чище.
Смотреть на фото, не могу, без слёз,
Ведь с каждым связано в душе воспоминанье.
С Володькой я учился, с Борькой рос,
Деля и радость с ними и страданье.
Я каждой фотке, словно встрече рад,
Ведь с кем-то, я не виделся давненько.
Ходили в школу или в детский сад,
Зовут его Алёшкой или Женькой.
СПЕШИТ, ТОРОПИТСЯ  ВЕСНА
Спешит, торопится Весна,
И в это трудно не поверить:
Всё выше, ярче небеса,
И солнце так и рвётся  в двери!
Звенит капель, ребячий смех,
Улыбки освещают лица,
Ещё чуть-чуть — растает снег,
И звонко защебечут птицы!
И пусть пугает нас Зима,
Неслабым утренним морозцем,
Уже прошла её пора,
Уже не быть ей знаменосцем!
Сопернику И.П. Паламарчуку 
Раннее утро,— спешу на «охоту»,—
Мне же  до Палыча нужно успеть,
Ох, и приятная эта работа –
Белый грибок в траве рассмотреть!
И вот я  в лесу, иду озираясь –
Нет ли грибочков рядом… и вдруг…
С полной корзиной и улыбаясь,
Идет Иван Палыч – вышеназванный друг!
Как и положено, обменялись приветом,
Я  поспешил анекдот рассказать,
Он поделился простейшим секретом,
Как собирая грибы не скучать.
И тут же добавил: « Понимаешь, Андрюша,
Когда наступает грибная пора,
Спать  очень долго нельзя, дорогуша,
А  на часах уже  7.30 утра».
С тем и расстались, своею дорогой
Каждый из нас тем утром  пошел:
Друг мой – домой, а я понемногу,
Стал собирать, то что он не нашел.

***

Я за грибами бегать не мастак,
Люблю ходить степенно, осторожно,
Любой грибок, он ведь такой чудак –
Его и сбить, и растоптать совсем не сложно.
Иду по лесу тихо, не спеша,
Боясь , как будь то, с волком повстречаться,
Но сразу оживляется душа,
Когда увижу доброго  красавца!
Я каждому грибочку поклонюсь,
Его по шляпке бережно поглажу,
Своей находке снова улыбнусь
В корзину пряча добрую поклажу.
Стрелою быстрой времечко летит,
В лесу его совсем не замечаю,
И вот уже сигнал – мой телефон звенит!..
И я домой поспешно убегаю!
: «ДРУЖНЫЙ»(сновидение)*
 
Жаркий месяц июль, и на Волгу,
Как на священный детский обряд,
Съехались все—пусть не надолго,
Это наш «Дружный» дворовый отряд!
И все еще живы, вожак дядя Толя
 Сейчас перекличку отряда начнёт:
 —  Санька, ты здесь? А где же П.Коля?
еще не приехал?  —Сейчас подойдёт!
—Игорь, Андрюха, Вовчик, Валерко…
Жукова нет!   –Наверное спит!
 – Ты что смеешься? Он только ведерко,
Снесёт на помойку и прибежит!
«— Парни на месте! А наши девчата?
Мы же без них не сможем никак!
Продолжим поверку, терпенье, ребята,
В жизни, терпенье совсем не пустяк!»
И продолжает: «Иринка, Светланка, Елена,
Натаха, Танюшка, Галинка ну вроде бы все!
Братья и сестры – юная смена,
Тоже собрались в полной красе!
Дело такое, у меня на работе,
Вдруг заболел один обормот!
Но обещаю, что  ближе к субботе,
 Мы с вами  снова сходим в поход!
Дойдём аж до Кистиги, где уж бывали,
Где слушали байки и ели уху,
Туда, где в «Бутылку» и в «Прятки» играли!
Ну  что вы, согласны?»
–  Конечно!,Угу!
И вроде пошли…Но вот как-то не кстати,
Голос, до боли знакомый, звучит,
Я обернулся,  –  лежу на кровати,
Жена стоит рядом, «Вставай!» —говорит!
: Июнь 2019 г.    «Дружный» —название дворового отряда
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
С именинами Танюшку
Поздравляю вновь и вновь,
Ей шепну сейчас на ушко,
Два-три слова про любовь,
Та конечно улыбнётся,
Тихо спросит: «Что ещё?»,
В свежевыбритую щечку
Поцелует горячо!
И простит меня,Андрюшку,
Что я таю словно снег!
У меня жена Танюшка,
Очень славный человек!
P.S Совесть пусть меня не гложет,
Я ручаюсь за слова,
По другому быть не может –
Ведь она моя жена!

ПРОЗА

МОЙ БРАТ — УЧИТЕЛЬ

Был в моей жизни один человек — Борис Михайлович Кочетов. Кто-то считал его моим однофамильцем, кто-то думал, что он мой дядя. Он был моим двоюродным братом. Он старше меня лет на 7-8. Поэтому я частенько получал от него подзатыльники, особенно в начальных классах, когда брат учил меня писать букву «К».

— Это главная буква в нашей фамилии. И она должна быть на уровне!

Я не понимал значения того слова, но старался изо всех сил. И получал по заслугам.

С тех пор я видел много различных конфигураций этой буквы, но более изящной не встречал. А еще, бывало, мы с ним сидели на крыльце, смотрели на мерцающие звёзды на ночном небе и мечтали о далёких мирах и неизвестных галактиках. Казалось, что так будет всегда…Я уже перешел в 10-й класс, когда Борик (так его звали в нашей семье) закончил физмат университета и готовился к учительской деятельности.

Из всех учебников для 10 класса наиболее интересной мне показалась «Астрономия». Читать параграфы не стал, а только полистал учебник и посмотрел оглавление.

«Класс! Сколько интересной информации в нём!»

— Во-первых, я буду работать в школе, где учишься ты. Во-вторых, буду классным руководителем в 10 «В» (жаль, что не в 10 «А»!), а в-третьих, мне дают часы физики и астрономии, – однажды похвастался брат. И тут же позаимствовал у меня интересный учебник на весь учебный год.

— А как же я?.. – встревоженно спросил я.

– Да, что я тебе так четвёрок не поставлю. Я же тебе брат. Займись-ка лучше английским! – успокоил меня Борик, теперь уже Борис Михайлович.

Незаметно пролетела первая учебная четверть и молодой учитель решил провести контрольную работу по астрономии. Я поднял руку, подозвал Бориса Михайловича и шепнул ему:

— А мне, что писать? Я же ничего не знаю. И списать неоткуда!

– Ну, напиши, мне 2 анекдота. На первый и второй вопрос.

– Также шёпотом ответил брат.

Контрольную из двух анекдотов я все ж таки написал.

I вопрос: «Какое небесное тело может быть женского и мужского рода?»

Ответ: Отец и сын идут по улице. Ребёнок не в меру любознательный.

— Пап, а пап, а как это когда человек пьяный?

– А это, когда видишь не две берёзки, а четыре – ответствует отец, немного подумав.

— Пап, а там всего одна! – говорит сын-первоклассник.

II вопрос: «Кто придумал первый астрономический прибор и как он назывался?

Ответ: «Радостный сын прибегает из школы и с порога сообщает отцу: «Папа, папа, я четвёрочку принёс!». Отец, приподняв тяжелую голову с дивана: «Молодец, сынок! Поставь её в холодильник».

Мои надежды на присущее брату чувство юмора не оправдались. Получив свой листочек, я увидел внизу жирную ярко-красную двойку.

– За что? – возмутился я после урока.

– Эх, ты, брат!

Борик объяснил:

— Контрольные проверяла жена. Она сильна в английском, а в астрономии ни бум-бум., тем более Надежда ничего не знала о нашем договоре. Не бойся, брат, в журнале и дневнике у тебя будут стоять четвёрки. Не верь глазам своим.

Открыл журнал, показал и как всегда приветливо улыбнулся. Действительно, Надежда, проверяя контрольные работы, не прочитав фамилии автора, машинально поставила соответствующую оценку.

Каждый раз приезжая в родной городок к сестре я обязательно приходил к Борику. Мне по-прежнему было интересно с ним. Борик брал за ручку своего пятилетнего внука Саньку, и мы втроем гуляли по городу. Он «открывал Америку» Саньке, а тот, затаив дыхание, приоткрыв рот слушал рассказы деда. Я стал называть его – Братка. Несколько лет назад нашего Борика не стало. Одиноко стало как-то в Наволоках и вообще на Земле.

Я по-прежнему люблю смотреть на звёзды и очень хочу одну из миллионов звёзд назвать «БОРИК» или «БРАТКА».

ЧУДАЧКА

Жена называла его Чудик. Иногда ласково…

Звали его Василий Егорыч Князев…

В.М. Шукшин «Чудик»

Друзья называют её – Чудачка. Иногда не ласково. Чудачка обладала одной особенностью — с ней постоянно что-нибудь случалось. Она не хотела этого, страдала, но то и дело подвергала себя каким-либо злоключениям. Иногда мелким, но очень досадным.

Вот недавно, кажется в прошлую пятницу, Чудачка приезжала к одному из друзей. Нужно было сделать кой-какой реквизит к важному мероприятию. Как приехала, так и уехала на своей машине. А уже ранним утром – срочный звонок другу:

— Беда! Я потеряла … передний номер машины! Мне страшно представить, что теперь будет! Пожалуйста, сходи с фонариком – поищи! Может он лежит на обочине. Одиноко. Бедненький!

Улица, где жил друг Чудачки, всего 14 дворов, просматривалась на прострел и автомобильных номеров на обочинах не валялось. Это было видно и без фонарика.

Два дня Чудачка ездила под страхом, быть оштрафованной сотрудниками ГАИ на пять тысяч рублей. Но вот звонок друга раздвинул грозные тучи! Он сообщал:

— Не волнуйся! Твой номер найден около твоего дома, и он у меня! Вечером – заберёшь.

Казалось, Чудачкиной радости нет предела.

На днях сломалась стиральная машинка. Намочила загруженное бельё, но стирать его отказалась…

Чудачка вызвала по телефону мастера по ремонту стиральных машин (бывшего ученика). Тот сказал — придет завтра, после обеда. Чудачка выпила валерьянки, сразу написала стихи:

Стиральную машинку ласково зовут.

Ей пить дают, ей даже есть дают.

И для нее следят, каков воды напор,

Не то сломается желудочек-мотор

Как только мама кнопочку нажмет,

Машинка сразу раскрывает рот

Она вкус знает полотенец, простыней,

Футболки, брюки доставались ей.

Мои носки, мои колготки, платьица.

Не знаю, правда, что ей больше нравится.

Быстро заснула с чувством выполненного долга. Проснулась она от странного, немного забытого звука. «Опять, я что-то забыла на плите!» — пронеслось в голове. Пробегая мимо ванной, поняла, что звук исходит оттуда. Распахнув дверь Чудачка увидела машинку , как ни в чём не бывало, стирающую бельё.

— «Вот и славно! Зато есть повод выпить чаю с этим двоечником Петровым!» — оптимистично произнесла Чудачка.

Зовут Чудачку Татьяна Егоровна Савина. Ей сейчас «шестьдесят с небольшим» от роду. Работает она учителем русского языка и литературы в специализированной школе и несравненной бабушкой для 4-х внуков по совместительству. Несмотря ни на что любит свою работу и пишет обалденные стихи. В детстве мечтала быть пенсионеркой.

стихи Т. Савельевой

 

ШКОДНИКИ-ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

Борька Железов… Не Боря, не Борис, не Борис Александрович, а именно Борька! Простой паренек, потом мужик, мой сосед, преданный товарищ и единомышленник. Я уже писал о нём немного в одном из своих рассказов. Это с ним мы мечтали побывать в Артеке, это с ним мы ходили в фотокружок Дома пионеров и библиотеку, это с ним мы собирали марки, а ещё «курочили» и «химичили». «Курочить» — в нашем понимании было синонимом слова «ломать», а «химичить» — синонимом слов «творить, созидать».

 

  1. АЛХИМИКИ

В 7-м классе на одном из уроков химии учительница рассказывала об элементах Периодической системы Менделеева и об истории появления их названий. Тогда мне запомнилось только происхождение названия «фосфор». В переводе с древнегреческого – «свет несущий».

Я шёл домой, а в голове уже роились планы по использованию вещества, обладающего такими интересными свойствами. Не терпелось поведать об этом Борьке (он учился в 6-м классе и ничего о фосфоре не знал). Борька слушал меня, затаив дыхание и твёрдо сказал: «Будем искать!»

Спустя некоторое время в какой-то книге для любознательных мы прочитали как было открыто это вещество.

А открыл его один средневековый алхимик, занимавшийся поисками «философского камня». Путём выпаривания… человеческой мочи в реторте. Лжеучёный обнаружил на дне сосуда белое вещество, которое в темноте излучало свет.

Мы решили завтра же, после школы, заняться этим «нехитрым» делом. Лабораторией была назначена борькина квартира.  Реторты у нас, конечно, не было, зато исходного материала предостаточно – нужно только выпить по бутылке газировки. Что мы с радостью и сделали. Собрав «анализы» в поллитровую банку, поставили на газовую конфорку и стали наблюдать. Вскоре жидкость закипела и началось выпаривание. Запах был не из приятных, и Борька открыл форточку.

«Всё идет по плану!» — констатировал я. Как вдруг… банка треснула, раскололась и содержимое, источая амбрэ, разлилось между конфорками газовой плиты. Запах быстро заполнил квартиру, прибежала учившая уроки в соседней комнате младшая сестра Борьки, Танька.

— Что случилось? — встревоженно спросила она.

— Ничего! – отрезал брат, — Иди, уроки учи!

Мы открыли все окна. Химические опыты прекратились (на время!).

Танька согласилась не говорить родителям, за бутылку лимонада.

 

  1. ПРЕДНОВОГОДНЯЯ ПОРКА, НЕОБЫЧНЫЕ БУСЫ И НЕМНОГОЕ ДРУГОЕ.

Незадолго до Нового года у нас в доме появилось 5 больших стеклянных шаров с рисунками – рыбки, снежинки, ёлочки и др. Папаня мой, Борис Николаевич, очень любил Новогодний празд-ник. Может потому, что день рождения у него был 31 декабря и он всегда старался чем-нибудь удивить своих гостей. Как было и на этот раз.

Про наши с Борькой лженаучные опыты папаня ничего не знал и поэтому объяснил нам, своим детям, что рисунки сделаны свето-накопителем. Показал, что они светятся в темноте и что в народе его называют фосфором. Это стало для меня «волшебным пендалем» к действию.

Я показал чудесные рисунки другу и приступил к акту вандализма. Посчитав, что этого никто заметит, смело «очистил» от рисунков 3 шара. Однако первым это заметил папаня и я понёс за-служенное наказание ремнём. На следующий год этих шаров у нас уже не было – они украшали школьную ёлку.

Но весной того же года я оказался в числе приглашённых на день рождения к дочери хороших друзей родителей.

Семья Хохловых – дядя Юра, Валентина Петровна (иначе было нельзя! Она работала детским врачом) и дочь Галинка — жила в доме напротив, и родители часто обменивались  визитами друг к другу.

Как и положено, взрослые пировали в зале, а детворе накрыли сладкий стол в детской. В какой-то момент виновница торжества сказала:

— Смотрите, какие необычные бусы подарил мне папа. Он привез их из-за границы и держал в секрете до этого дня.

Бусы были бледно-бледно зелёного цвета. Я про себя предположил, что это тот самый светонакопитель. И не ошибся. Через пару минут Галинка выключила в комнате свет и простые с виду бусы вспыхнули ярко-зеленым цветом. Все ахнули, и только я знал секрет этого фокуса. Мне хотелось скорее пойти домой, зайти к Борьке и рассказать про бусы.

С этого дня мы с Борькой стали часто заходить в галантерейный магазин (в простонародье «13-ый»), но бус не привозили…

Тем же летом по традиции мы всей семьёй отправились в деревню Коробово (Костромская область, малая родина моей мамы). Обычно мы ездили через город Плёс, а тут поехали через Ко-строму. Остановились на ночлег у маминой сестры, тети Дели. Ещё за ужином я заприметил в книжном шкафу пятигорского орла. Я видел его изображение в учебнике литературы. И вот, когда погасили перед сном свет он, как и бусы, стал зелёным. Я потерял покой и сон, мне уже не хотелось ехать в деревню.

До самой последней минуты пребывания в доме тёти Дели меня подмывало попросить у неё орла. Но на возможный вопрос взрослого человека «Зачем тебе?» вразумительного ответа у меня не было, и я еле сдержал себя.

Месяц в деревне пролетел быстро.

По возвращении я взахлёб рассказывал:

— Борька, ты представляешь, а у тетушки в книжном шкафу стоит светящийся орел на краю скалы!

Борька взял новенький, только что купленный учебник литературы, полистал, нашел нужную страницу и показал:

— Вот такой что ли?

— Да! — кивнул я.

Теперь мы стали отслеживать в магазине № 13 еще и орлов…

И однажды их завезли. Стоил он по тем временам недёшево – 7 руб. 20 коп.

Стали экстренно копить деньги – на сдачах из магазина, на школьных обедах, на мороженках и т.д.

Собрали!

Пришли в магазин, а орлы закончились! Неудача снова постигла нас.

Надо перестать мечтать, и мечта сбудется.

 

  1. КЛАД И ДОЛГОЖДАННАЯ УДАЧА

Придя домой и закрывшись в борькиной комнате, мы завернули мелочь в несколько слоёв газет и плотной почтовой бумаги.

«Где хранить?» сразу возник вопрос.

— У меня нельзя, сестры рано или поздно найдут и отдадут родителям. А это значит домашний арест — сказал я.

– У меня Танька тоже может найти! А давай закопаем где-нибудь? — изрёк Борька.

Решено! Как только стемнеет, закопаем около дома под вторым чайным кустом.

Так мы и сделали.

Остаток осени и всю зиму наши сбережения были в сохранности, как в сберкассе.

А весной жильцы дома вышли на субботник. Борькина сестра слишком активно принялась рыхлить землю под чайными кустами граблями и …нашла клад.

— Мамка, мамка, я клад нашла! – закричала она, вбегая в квартиру.

– Ух ты! – воскликнула тётя Галя, борькина мама.

– Это наши деньги! – Борька грудью готов был встать на защиту. Ещё секунда — и вспыхнул бы семейный скандал, но тётя Галя, мудрая женщина, спокойно спросила :

— Сколько тут должно быть денег? <<<

— Семь двадцать, —  как-то совсем по-взрослому отчеканил Борька.

— Посчитаем.

Мы с замиранием сердца смотрели как падали монеты со стола в ладонь тети Гали. Когда упал последний двадцатник, облегчённо вздохнули.

– Всё! Семь рублей двадцать копеек! Значит это их деньги, а ты, Таня, не реви. Возьми деньги, сходи в магазин и купи себе  два пломбира.

Тётя Галя положила деньги на трюмо, подложив под них листок бумаги и крупно написала: «НЕ ТРОГАТЬ!» Спустя месяц орлы снова появились на витрине магазина, и мы с Борькой стали счастливыми «орлообладателями».

 

  1. ОРЁЛ КУПЛЕН! ЧТО ДАЛЬШЕ?

Трёхгранную упаковку из магазина несли поочерёдно, старались идти по улицам, где возможность встретить знакомых была минимальная. Первым человеком, которого мы рискнули удивить чудесным приобретением, стал отец Борьки – дядя Саша. Он работал связистом на почте и мог не знать о светонакопителе. Сейчас с газетой в руках он лежал на диване.

– Папка, смотри! – Борька открыл коробку и вытащил орла. Дядя Саша очень натурально удивился и сел на диван.

– Ух ты, какой красавец. Как настоящий. Только белый!

– Но это еще не всё! – Борька быстро поставил табуретку, встал на неё, подставив орла под лампочку, скомандовал:

— Андрюха, вруби свет!

И через минуту:

— Андрюха, вырубай!

В комнате было ещё светло, но свечение было заметно.

– Здорово! Мать, иди скорей сюда! – позвал дядя Саша жену. Я включил свет. Из кухни пришла тётя Галя.

— Мамка, смотри!

— Красавец! И сколько же стоит это чудо?                                                                                               — Семь двадцать, — ответил Борька.

— Стоит, определённо стоит! – вставил своё слово дядя Саша.                                                                        — Мамка, но это не всё! …

И мы проделали вышеописанные манипуляции. Казалось восторгу тёти Гали нет конца.

— А ну, поставь-ка его на трельяж! – попросила она. — Был один, а стало четыре! Красавцы! – и она снова пошла на кухню.

— Может пойдем твоим покажем? – шепнул Борька.

— Не надо! Они будут задавать вопросы.

В самом деле мои родители были учителями, и такая дорогая вещь им бы не понравилась. Папаня сразу бы припомнил недавний случай с ёлочными шарами.

Ещё три минуты мы смотрели на орла и его отражения, и каждый, возможно, думал: «Вот бы и вправду их было четыре!»

Тут Борька сказал:

— Всё, пошли.

И взял орла.

Когда мы проходили мимо дивана, дядя Саша оторвавшись от га-зеты, спросил:

— Куда вы его?

Борька ответил буднично просто:

— Курочить.

Не успела закрыться за нами дверь, как гордый орёл камнем упал на бетонный пол подъезда.

Откололась только змейка, которую орёл когтями прижал к скале. После второго падения с большей высоты в сторону отлетел и сам фрагмент скалы.

Тут я вспомнил, что у меня есть небольшой кусочек ножовочного полотна и остановил Борьку.

Буквально через полчаса великолепный орёл легко умещался в наших пригоршнях. Мы снова вернулись в борькину квартиру. Дядя Саша спросил:

— Ну и где ваш орел?

Борька раскрыл ладони:

— Вот!

На свой вопрос «Куда вы его теперь?», отец получил безапелляционный ответ Борьки:

— Как куда? В переплавку!

Мой бы  папаня слушать ничего не стал, а сразу выдернул из брюк ремень и припомнил мамины брошки, ёлочные шары и немногое другое.

(Уважаемые родители, если вы читаете этот рассказ детям – пусть они на 30 секунд закроют уши).

В спальной мы всё поделили по-братски: мне досталось правое крыло, хвост, туловище и змейка, а Борьке – левое крыло, голова и фрагмент подставки скалы.                                                                                    Фосфорный пятигорский орёл – повержен!

 

  1. ЧАЙНЫЕ ЛОЖКИ И ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

В 1968 году на экраны кинотеатров страны вышел фильм Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука». В нашем фабричном клубе «Заветы Ильича» он впервые был показан в 1974-м. Билетов было не достать, но папаня подрабатывал в клубе художником, и мы всей семьей посмотрели фильм на большом экране. В небольшом эпизоде я увидел на груди одного персонажа медальон в форме черепа и сразу загорелся схимичить такой же.

Я уже знал из чего.

Но как?

Об этом мешало думать дальнейшее содержание фильма. Ещё впереди был экзамен по геометрии, но все теоремы, даже вместе взятые, не стоят задуманного мною.

И вот однажды… ЭВРИКА!  Я вдруг понял, чайная ложка может дать полуфабрикат нужной формы. Их у нас в доме было порядка десяти. Перепортив три из них, буквально за 15 минут до прихода мамы добился результата. Когда мама заметила исчезновение, я сказал, что пережигал сахар и что теперь эти ложки на помойке. Повинную голову меч не сечет.

Я отковырял полученный слиток от ложки, от греха подальше отнёс её на помойку и сел за теорему о сумме углов в равнобедренном треугольнике.

Для медальона заготовка была мелковата, и я решил сделать перстень. Еще два дня кропотливой работы надфилем и череп был го-тов. Снова в голове думы: нужны глазницы, нос и рот. Неожиданно я вспомнил, что у мамы есть небольшая брошь с мелкими камешками. И я залез в мамину шкатулку. Чего-чего, а курочить красивые вещи я был горазд и вскоре у черепа появился сверкающий декор. Осталось выгнуть из проволоки само кольцо, и вмонтировать в основную часть.

Когда всё было готово, надел кольцо на средний палец и покрасовался перед зеркалом. Потом позвонил Борьке, и пулей спустился на первый этаж.  Друг и единомышленник высоко оценил моё творение и изъявил желание иметь подобное.

Договорились на завтра, после моего экзамена по геометрии. Я вернулся домой и как ни в чем не бывало сел за теоремы.

Экзамен я сдал на «твердую» тройку, и мы принялись химичить у Борьки. С наименьшей потерей чайных ложек (всего две!), до-стигли желаемого. С чувством выполненного дружеского долга я ушел довыковыривать стеклянные вставки из брошки.  С ней все обошлось довольно гладко (по крайней мере для меня). Одна из моих сестёр призналась маме, что без спроса взяла брошку поиграть и кажется потеряла её.

Через день мы «окольцованные» форсили перед друзьями.

Много разных приключений было в нашей жизни, только это уже совсем другие истории. <<<

ИСТОРИЯ, ПОХОЖАЯ НА СКАЗКУ

Еще учась в культпросветучилище я проходил практику в Доме Культуры одного из райцентров Ивановской области. За два месяца мы, бригада практикантов, должны были подготовить и провести несколько клубных мероприятий. По специальности мне предстояло «с нуля» создать драмкружок и под кураторством педагога из училища, поставить спектакль.

На базе ДК работал сильный и именитый народный театр. Он и сейчас «держит марку». Но к нему я доступа не имел.

Тогда этим театром руководила в прошлом актриса Ивановского театра музкомедии Заслуженная артистка РСФСР Людмила Георгиевна Адамантова. Признаться, я немного побаивался встречи с ней, и совершенно напрасно. В свои «слегка за семьдесят» она выглядела так, как хотели бы выглядеть некоторые двадцатилетние. В общении Людмила Георгиевна оказалась приятным собеседником. В её речи и поведении не чувствовалось  высокомерия и предвзятого отношения к другому человеку. А ещё она была мудрым педагогом. «Никогда не кричи на своих артистов, старайся достучаться до их сердца, а не выносить мозг» — сказала она мне при знакомстве. Через несколько дней добавила: «Лишних людей в театре нет и быть не должно. Для любого: косого, хромого, кривого – всем найдётся работа. Но на сцену выходят только лучшие. Не отвергай никого!». Этому учили нас и мои учителя Н.Ю.Шутова и А.А.Бикмулин. Тогда я об этом забыл. Но, это к слову.

Как и положено, я сходил в школу, провёл беседу о театре и пригласил в свой кружок пятиклассников. В тот же день пришло несколько ребят под предводительством старосты класса Ольги. Она играла в спектаклях народного театра и считала себя народной артисткой. Не меньше.

Я прочитал ребятам пьесу-сказку Антокольского (названия не помню), распределил роли и началась работа. И вот однажды во время репетиции к нам зашел еще один пятиклассник. С порога начал что-то говорить, но чтó — я понять не мог. Остальные его одноклассники засмеялись. Уже насмеявшись вволю, серьёзная Ольга сказала: «Дайте ему листок, он Вам напишет, с ним так учителя разговаривают». Я вырвал из тетрадки листок и подал мальчику. Он, чуть не плача, написал: «Меня зовут Валера. Я ХОЧУ БЫТЬ В ВАШЕМ ТЕАТРЕ!» Я сказал ему, что подумаю. Потом выяснилось, что у него врожденный дефект – завышено нёбо. Про Валерку и его семью в посёлке знали многие. Родители-алкоголики, а ребенок страдает. На фоне жизнерадостных сверстников Валера казался маленьким затравленным зверьком, которого загнали в угол, что бы лишний раз посмеяться над ним и над тем, чем «наградила» его природа. Валера был одинок, у него вообще не было друзей. Вероятно, взрослые внушили ребенку, что он ни на что не способен. Я видел его грустные, но красивые и добрые глаза, которые говорили: «Только не прогоняйте меня!» Хотелось чем-то помочь этому горемыке, но чем, я тогда не знал. Играть на сцене он просто не должен. Что это за актер, если у него «во рту каша». Он приходил ко мне каждый день, садился в углу и читал, водя пальчиком , какую-то книгу. Иногда решал задачи по математике, а когда начиналась репетиция Валера не отрываясь смотрел, что делали ребята.

Однажды по дороге домой, я рассказал про мальчишку практиканту Сергею Бочкарёву, и тот спросил: «А, что у тебя есть кому работать с прожекторами?». Сразу вспомнились слова Л.Г. Адамантовой.

«Точно! Пусть Валерка займётся этим. Завтра предложу ему», — решил я.  На следующий день я рискнул! Сказал мальчишке, что играть в спектакле он не будет. Это был сильный удар  и глаза его наполнились слезами. «Есть у меня одна идейка, но это после репетиции» — с комком в горле продолжил я и рассказал как важен свет и цвет в нашем спектакле и что нужен человек, способный это сделать. Валера успокоился. После репетиции, когда все ушли, я показал реостат и как он работает. В ответ мальчишка впервые в жизни улыбнулся и показал оттопыренный большой палец. Я понял, что эта улыбка дорогого стоит. Он отодвинул меня и потянул ползунок вверх – сцена наполнилась красным цветом, потом — синим, потом — жёлто-зеленым. Валерка широко улыбался и должно быть видел себя в тот миг волшебником. С этого дня он приходил за час до репетиции и проверял вверенную ему аппаратуру. «Иди домой поешь и отдохни!»- неоднократно буквально приказывал я. «А я уже» — отвечал Валера. Я доставал деньги и отправлял его за беляшами и молоком. Очень ответственным оказался товарищ Валера!

Спектакль мы, конечно, поставили и показали зрителям и комиссии. Когда отгремели аплодисменты актёрам, на середину сцены вышла Ольга и сказала: «Спасибо вам за внимание, но есть один человек… Без него наш спектакль был бы скучным и не ярким. Пожалуйста, похлопайте и ему». Снова раздались аплодисменты. Я стоял за кулисами, коленки мои дрожали, но я упивался тщеславием. «Сейчас вызовут меня!» И мои коленки задрожали ещё сильнее. Но этим человеком оказался …Валера. Ребята за руки вытащили его на сцену, и тут, смущённый от такого внимания, Валерка заплакал, вырвался и убежал…

Спустя многие годы я оказался в Иваново. Разумеется, зашёл в альма-матер, навестить любимых педагогов. К моему огорчению, Альберта Алексеевича Бикмулина уже не было — он ушел от нас два года назад.

После непродолжительной беседы с Н.Ю.Шутовой она спросила: «А ты был у Ивакиной? Она сейчас в нашем театре служит. Сходи. Ей будет приятно». И побежала на занятия по режиссуре.

Ещё никогда я не заходил в театр со служебного входа… Света была занята на репетиции, мне предложили немного подождать. Сел на диван, мимо проходили актёры, костюмеры, гримёры и другие служители Мельпомены. Один из них, симпатичный молодой человек, внимательно посмотрел на меня и учтиво поздоровался. Я кивнул, а он, отойдя на несколько шагов, вновь вернулся и произнес: «Вы меня конечно же не узнали, я — Валера. Помните, Вы у нас в ДК спектакль ставили, а я включал и выключал прожектора? Я здесь работаю художником по свету. Пойдемте, я покажу, что могу!» Мы заново познакомились и зашли в аппаратную малого зала. А Валера не унимался, эмоции у обоих зашкаливали: «Помните тот старенький реостат? Теперь всё по-другому». Я увидел множество кнопочек, тумблерочков, рычажков. Вот это да! «Хотите попасть в снежную бурю –  пожалуйста! Хотите в знойную Африку – извольте! А Вы давно гуляли по осеннему лесу? Я теперь, как настоящий волшебник, всё могу! И всё это при помощи света и цвета. Спасибо Вам, Андрей!»

Валерий хотел еще что-то рассказать о своей жизни, но в дверь постучали и показалась голова Светланы: «Ой, Андрюшка, привет! Пойдем, расскажешь о себе». Я переключился на Ивакину.

Из театра шёл с гордо приподнятой годовой и думал о судьбе Валерия. Как здорово сложилось у этого простого мальчишки, в этом есть и моя маленькая заслуга.

Вот такая история, похожая на сказку. Может, это и есть сказка, которую я сам придумал, для поддержки юных артистов любительского театра. Ведь так важно, что бы даже маленький человечек поверил в себя и свои силы.

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК… (А.С. Пушкин)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НЕПОЭМА

В 1996 году определённые семейные обстоятельства заставили меня оставить пост режиссера народного театра и в моей трудовой книжке появилась запись – «Принят на работу в качестве преподавателя МХК в СОШ  №7 гор. Тутаева». Стать учителем  я никогда не мечтал, хотя родился в семье учителей. Педагогика это не моё! – всегда считал я. Правда мне нравилось возиться с  мелкой детворой и открывать для них Америку. Когда-то я три лета подряд работал в пионерском лагере.

1.МХК + СПОРТ                                                                                                                                                                                          Так уж распорядилась судьба – я стал учителем! Мне сразу доверили среднее звено: 5-ые классы от А до Л; 6-ые – от А до К; 7-ые  от А до Ж. Надо сказать, что МХК (Мировая Художественная  Культура) предмет не первостепенный, но когда я оказался на открытом уроке МХК в соседней школе, мое отношение  к этой учебной дисциплине изменилось. Я поразился, что учитель и ученики, ставят этот предмет наравне с математикой или русским языком и даже чуть выше. На уроке они проводят настоящие исследования, спорят, доказывают. И им это интересно! Например я никогда не задумывался , что через  орнамент наличников на окнах  домов люди показывали свой внутренний мир и то, что окна это глаза дома. Оказывается, деревенский дом это подлинная модель мироздания – потолок и крыша это небесный купол, жилые помещения –  весь мир со своими устоями и противоречиями, а подполье – загробный мир. А печь – основа и стержень дома. И появление в русском языке выражения «плясать от печки» было не случайно. Я делал для себя всё новые и новые открытия . И это все только на одном уроке. МХК здесь преподают четвертый год, создан целый склад наглядных пособий, а мне пришлось начинать с нуля.                                                                                                              Учебников нет, все под запись! А я еще и методики преподавания не знал. Поэтому начал с раскрытия понятия  культура и «с чем её едят». Рассказал детям, что культура понятие всеобъемлющее и по сути это жизнь народа. Постепенно,  подвел их к пониманию, что художественная культура направлена на создание  произведений искусства.                                                                                                                                       – А спорт это искусство? – спросил один мальчик.                                                                                                 – Добиться каких –то высоких результатов в спорте, это тоже искусство. – сказал я и тут же задал детям написать дома небольшое сочинение о любом произведении искусства. Кто -то написал картине любимого художника, кто-то об интересном кинофильме… Но мне запомнилось сочинение того самого мальчика, и его вопрос на уроке был не случаен.                                                                                                                                « Я хочу рассказать о спортсмене,  олимпийском чемпионе в легкой атлетике Кенни Харрисоне — американском легкоатлете, специализирующимся на тройном прыжке. На чемпионате мира 1991 года в Токио Кенни завоевал золотую медаль и получил право выступить на Олимпийских играх 1992 года, однако был вынужден пропустить их из-за травмы колена. На Олимпийских играх 1996  года Харрисон завоевал золотую медаль в тройном прыжке, установив личный рекорд, рекорд США и олимпийский рекорд .Вот как это было. Я очень внимательно смотрел по телевизору. Вот первая попытка. Кенни разбежался прыгнул и улетел не очень далеко. Нам несколько раз показали по телевизору лицо недовольного собой спортсмена. Вторая попытка. Вот Кенни разбежался и прыгнул дальше всех. Но опять неудача – арбитр обнаружил заступ, целых 10 см. И вот объявили третью попытку. Кенни разбежался, оттолкнулся от «лягушки» — первый шаг, второй шаг и прыжок!  Этот прыжок стал самым длинным в истории, выполненным при встречном ветре. В будущем я  хотел бы перекрыть рекорд Харрисона».                                                                                                                       Честно сказать, до этого я не интересовался легкой атлетикой, но теперь смотрю соревнования с удовольствием и переживаю за всех спортсменов, как тот мальчик.                                                                                                               Вообще, тот первый мой учебный год был  очень трудным и тяжелым, но интересным. К сожалению, на августовском педсовете директор сообщила: «Ввиду отсутствия учебников,  мы решили убрать МХК из расписания. Дети жалуются, что много приходиться писать. А вам, Андрей Борисович, предлагаем вспомнить историю древнего мира и средних веков! Плюс классное руководство в 7 «К» классе». Признаться я немного испугался, на что завуч школы сказала: « Не бойся, это как сказки. Никто не знает, как там было на самом деле. Как расскажешь, так и будет!

 

2.УРОКИ ИСТОРИИ (НАЙДЕННЫЕ И ПОТЕРЯННЫЕ ЧАСЫ)

Вот уж чего я не любил в школе, так это уроки истории. Толи из-за хронологии, толи потому что её преподавала наша соседка, мамина подруга Людмила Павловна. Но «за что боролся на то и напоролся!».Помню, как-то весной она увидела меня копающим грядку под морковь и спросила: «А ты хронологию выучил? Иди учи, сейчас буду спрашивать! А грядку отец докопает.»                                          И вот теперь эти даты спрашивать должен был я! Мои уроки были скучными и неинтересными, рассказывать «исторические сказки» я не умел и строго следовал тексту учебника, требуя этого и от детей. Правда в пятых классах дела обстояли «повеселее». На вопрос в контрольной работе «Для чего древним египтянам нужны были пирамиды?», ученица дала исчерпывающий ответ: «Пирамиды это памятники архетектуры Древнего Египта, они охраняются государством. В них они устраивали  гробницы, в которых прятали царговарги с мумиями умерших фараонов и драгоценностями. Фараонов сначала обёртывали специальными бинтами, что бы они дурно не пахли…» Целую неделю я гадал, что такое  царговарги.Потом жена подсказала: «Это же саркофаги!»

Начиная с ранней весны того года я стал находить… часы. Нашел пару мужских наручных часов, карманные (без цепочки), и женские часики. Как известно, учительская нагрузка определяется количеством учебных часов. « Может это какой-то знак свыше?» — подумал я и поделился соображениями с женой Татьяной. «Если я нашел столько обычных часов, то не потеряю ли я школьные?». «Брось выдумывать, все будет хорошо!», — сказала она. И снова на августовском педсовете  из уст директора прозвучало: «К нам приходит молодой специалист, новый историк Вадим Николаевич. Прошу коллег отнестись к нему с вниманием и оказать необходимую помощь. С вами, Андрей Борисович, мы расставаться не хотим. Поэтому прошу зайти в мой кабинет для серьёзного разговора.» Она улыбнулась, а мне было не до смеха.                                Выслушав директорские дифирамбы я получил новое назначение – учитель рисования в начальных классах.

 

3.РИСОВАНИЕ – ПУТЬ К ИСПРАВЛЕНИЮ

Думаете легко научить ребенка рисовать? Купить ему краски, альбом и пусть малюет! Может из него выйдет поздний Пикассо или отменный маляр дядя Петя? А может просто критикан ничего не понимающий в изобразительном искусстве, и таких у нас большинство. Это я почувствовал, когда стал учителем рисования на третьем году своей педагогической деятельности.

В общеобразовательной школе ученик старается, как может, получить побольше хороших отметок в дневнике, в правом нижнем углу тетради или альбома.  Для чего? Это мы знаем не хуже других – сами учились. Одни учатся, другие списывают.                                                                               Точно так же и  с рисованием. Прочитал в Программе по рисованию в 3-ем классе задание: «Нарисовать иллюстрацию к понравившейся сказке А.С.Пушкина.» А почему бы и нет! Уроков на зимние каникулы не задают, а я задам – пусть почитают, потом порисуют. Для получения хорошей оценки по рисованию все средства хороши – от использования кальки до продавливания печатного рисунка.                                                               Именно так и сделала Наташа Немцова. Продавила из книги чью-то иллюстрацию и раскрасила её. Я поставил ей «3» за труды. На её вопрос «Почему?», попробовал объяснить, что художник Иванов уже получил за эту иллюстрацию деньги и что за одну и ту же работу высокую зарплату не платят. Наташа заплакала и вышла из кабинета. На следующий урок рисования пришла Наташина мама и стала при детях учить меня ставить правильные отметки. И я снова рассказал про зарплату теперь уже маме. Мама сказала: « Раньше у Наташи по ИЗО были хорошие отметки и она мечтала стать художником. И ещё, я слышала, что вы совсем не учитель , а режиссер любительского театра. Вот идите  и театралируйте! А я пойду к директору!». После урока, в кабинете директора Ирины Алексеевны, я в третий раз рассказал про зарплату. Директор согласилась со мной и отправила работать дальше.Чем закончился разговор с родительницей не знаю.                                                                                                                             Через два месяца мы рисовали натюрморт из восковых фруктов. Сделав постановку я сел за учительский стол. Машинально открыл учебник по чтению и глазами прочитал стихотворение С.Есенина «Белая берёза». Потом прочитал еще раз про себя, как учили по сценической речи, рисуя словом. Вдруг захотелось нарисовать карандашом мою белую берёзу. К концу урока у меня возникла одна идея, но её нужно было обдумать. И предложил ребятам: « Давайте вашей учительнице к празднику подарим …концерт одного стихотворения. Каждый из вас выучит стихотворение Есенина  «Белая береза» наизусть и попробует нарисовать её: можно карандашами, можно красками. А на уроке вы расскажите про свою березу стихами Сергея Есенина. Вот  посмотрите и послушайте.»  Я показал свой рисунок и прочитал стих.  Дети зааплодировали и согласились. Учительница засомневалась, но тоже согласилась.

В тот день они пришли по-особому нарядные и явно волновались. И я никогда так не волновался. Начался необычный урок-концерт.Дети выходили показывали свои творения и читали. Только тут я заметил, что как человек читает стихи так он и рисует.                           Подошла очередь Наташи Немцовой. Она открыла свой альбом, и я обомлел – такой березы не было ни у кого из ребят. А как она читала, прорисовывая, словом, каждую веточку и покрывая их серебряным инеем! Я невольно захлопал в ладоши и весь класс подхватил. Наташа получила заслуженную 5, хотя я поставил бы все 10. После урока она рассказала, что такую березу она увидела во сне и ночью по памяти нарисовала её. Учительница поблагодарила меня и учеников за необычный урок-подарок и угостила всех шоколадными конфетами. Буквально на следующий день в щколе снова появилась Наташина мама. Нашла меня и сказала: «Вы исправились, учитель! Я вами довольна! Пойдемте к директору.»  Я стал оправдываться, что это Наташа исправилась, но мамаша ничего слушать не хотела и шла вперёд. В кабинете директора она снова огласила свою мысль о моём исправлении, на что Ирина Алексеевна ответила: «Это не учитель, а ваша дочь исправилась». И уже в приемной мамаша шепнула: «Вы, единственный, кто сделает из Наташи художника». Мне было приятно.  К сожалению, моя педагогическая деятельность завершилась. Семейные обстоятельства снова взяли верх. Мы переехали в Новозыбков.

Рейтинг Места:
[Голосов: 3 Общий Рейтинг: 3.7]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *