Буштак Николай Васильевич, старший лейтенант милиции, участковый инспектор милиции Фокинского РОВД города Брянска, погиб от рук вооруженного преступника на пороге собственной квартиры. За самоотверженность и выполненный служебный долг до конца награжден орденом Красной Звезды.
Буштак Николай Васильевич родился в 1955 году в селе Павличи Клинцовского района Брянской области, там же находится и его могила. О месте упокоения, а так же в память о герое и нашем земляке Николае Васильевиче, расскажет наша заметка. Фотографии сделаны нашим порталом в 2023 году, во время посещения Павличского кладбища, а текст приведенный ниже («в кавычках») взят с сайта 32.МВД.РФ вот ссылка на оригинал. Мы решили, что не сможем описать события тех дней лучше…
«В самый канун нового 1989 года погода была совсем не зимней. Плюсовая температура превратила снег на дорогах в настоящее месиво. И совсем жарко, в прямом и переносном смысле, было тогда у винных магазинов. Известно — какой новогодний праздник без спиртного. В рамках проведения общегородского рейда по! охране общественного порядка участковые инспектора милиции и старший лейтенант милиции Николай Буштак и лейтенант милиции Анатолий Селютин с нарядом патрульно-постовой службы дежурили в тот вечер на рынке у магазина, известного в народе как «райсоветский». Больше сотни покупателей толпились у входа в магазин, поминая недобрым словом всех, кто был причастен к печально известной антиалкогольной кампании. Счастливчики, приобретя свою норму, спешили в пивной бар, расположенный по соседству, и, в конечном итоге заправившись, добавляли работы сотрудникам милиции.
На улице прилично одетый молодой человек безуспешно пытался придать вертикальное положение барахтающемуся в грязном снегу и явно охмелевшему собутыльнику. Милиционерам ничего не оставалось делать, как помочь ему — вызвать машину для транспортировки выпивохи в медвытрезвитель. Но действия работников милиции вызвали, мягко говоря, возражения со стороны молодого человека. Он всеми силами пытался помешать им: выполнять «свои служебные обязанности», а получив отпор, «адвокат» поспешно ретировался.
…В предновогодней суете жители треть¬его подъезда одного из домов по проспекту Московскому в Брянске не обратили внимания на громкий хлопок. Мало ли каким забавам предается молодежь в канун праздника.
Но уже через несколько минут все знали: на пороге собственной квартиры выстрелом из оружейного обреза убит их участковый — старший лейтенант милиции Николай Васильевич Буштак. Районный отдел милиции был поднят по тревоге, но кого было искать — преступник скрылся с места преступления незамеченным.
Явных причин убийства не просматривалось, по словам товарищей по службе и супруги, угроз в адрес Николая в последнее время не звучало. Вот только накануне его прихода на ужин, по словам жены, раздался телефонный звонок, и незнакомый мужской голос спрашивал Николая. И еще приходил высокий молодой человек и интересовался хозяином.
Как ни тяжело было вмиг овдовевшей Елене Буштак, но с ее слов подготовили портрет предполагаемого преступника, и началась тяжелая, кропотливая работа по установлению личности неизвестного и его розыску.
Делом чести для всех сотрудников милиции стало раскрытие этого преступления. Сорок дней и ночей продолжался поиск убийцы. Сорок суток специально созданные группы отрабатывали одну за другой десятки версий, были опрошены сотни людей, изучен круг знакомых, друзей и недругов Буштака. Основная нагрузка легла на плечи заместителя начальника управления уголовного розыска подполковника милиции Вячеслава Кузнецова, старшего оперуполномоченного управления уголовного розыска подполковника милиции Николая Шматкова, заместителя начальника РОВД подполковника милиции Станислава Терешина, старшего участкового инспектора капитана милиции Николая Сопранцова.
…Трудно сразу объяснить, чем руководствовался в тот декабрьский вечер ранее дважды судимый за злостное хулиганство Сумарин, 26 лет от роду, числившийся рабочим кооператива «Янтарь». Это он получил отпор от сотрудников милиции при попытке «защитить» своего знакомого, которого обильно угостил в пивном баре. Вспыхнувшая злость увела его домой. Переодевшись и захватив с собой оружейный обрез, который хранил в сумке с картошкой, Сумарин бросился разыскивать «обидчиков» своего приятеля.
Буштака в микрорайоне знали многие, потому первый же прохожий назвал убийце адрес участкового. Дверь открывала Лена и, отвечая на вопрос: «Дома ли хозяин?», в сумраке подъезда, образно говоря, натолкнулась на тяжелый взгляд высокого молодого человека. Непонятное чувство тревоги охватило тогда Лену. Встретив около восьми вечера Николая, забежавшего домой перекусить, она рассказала ему о нежданном посетителе и телефонном звонке. Но Николай успокоил жену, мол, не переживай, разберемся. Но едва успел сесть за стол, как раздался звонок, и он, опередив жену, вышел из кухни открывать дверь. Открыл дверь, утвердительно ответил на вопрос «Ты Буштак?» и замертво упал после выстрела в упор из обреза…
Наверное, это судьба. Николай прожил всего 34 года, как и его отец, трагически погибший в расцвете сил. На сельском кладбище памятники с портретами, уже вечно молодых, отца и сына Буштаков, рано нашедших вечный приют, на малой родине стоят рядом.
В родном клинцовском селе Павличи Коля Буштак, кстати, средний из трех детей, мало чем отличался от своих сверстник ков, разве что особой любовью к технике. Отец, механизатор местного колхоза, в летние месяцы частенько брал его с собой. В школе, как сейчас сказали бы, звезд с неба не хватал, но среди своих сверстников слыл человеком справедливым. После восьми классов в четвертом клинцовском техническом училище получил специальность токаря. Потом была армия. Служил в авиации. Трудовая закалка и любовь к технике позволили ему без особых трудностей влиться в воинский коллектив и с честью выполнить свой гражданский долг перед Отечеством. Армейская школа жизни была хорошей, о чем он неоднократно вспоминал впоследствии. А дембельский альбом, с любовью сделанный Николаем, и сейчас самый почитаемый в семье.
Продолжать ли учебу после армии? Для Николая такого вопроса не существовало. И в 1978 году он — студент заочного отделения Брянского технологического института и одновременно сотрудник кафедры экономики. Работая в институте, активно участвует в выполнении хоздоговорных, научно-исследовательских работ. Долгое время Николай был секретарем комсомольской организации сотрудников лесотехнического факультета, членом спортивной комиссии.
Видавший виды «Запорожец», приобретенный по случаю, отнимал много времени, но и помогал чаще приезжать на родину, помогать матери и видеться с клинцовскими друзьями. В один из приездов в Клинцы в местном универмаге он и обратил внима¬ние на обаятельнейшую продавщицу Аленушку, с которой через два года и сыграли веселую свадьбу, а рождение дочери Олеси стало для Николая и отсчетом нового этапа в жизни.
Милицейские погоны Николай надел по совету своего родственника, работавшего в те годы в органах внутренних дел. И выбор этот, как показало время, был сделан им вполне осознанно. Следует откровенно сказать, что милиция в те годы испытывала острый дефицит в кадрах, и тем ценнее был выбор тех, кто по призванию взваливал на себя эту совсем нелегкую ношу.
С ежедневной рутинной работой, хлопотными буднями приходил бесценный опыт. Участок, который он обслуживал, был одним из самых сложных в районе. Чего только стоили криминальные точки — рынок с пивным баром и винным магазином. Работоспособность и надежность участкового инспектора старшего лейтенанта милиции Н. Буштака высоко ценились товарищами и начальством. Про таких говорят, что с ним можно идти в разведку. Требовательность, настойчивость и смелость при решении конфликтов и споров, готовность всегда прийти на помощь каждому, кто оказался в затруднительном положении, сочувствие и понимание чужого горя всегда отличали Николая Васильевича.
Мне, знавшего Буштака по совместной работе в Фокинском РОВД Брянска, не хотелось бы рисовать его портрет только в светлых тонах. Это было бы несправедливо. Кто из нас лишен недостатков? Были за ним и промахи, и ошибки в служебной деятельности, но чаще всего они случались из-за катастрофической нехватки времени. Учеба в институте, который он успешно закончил всего за несколько месяцев до гибели, забота о семье отнимали все свободное время. И мало кто из сослуживцев знал, что после серьезной операции, перенесенной женой, Николай практически один вел домашнее хозяйство.
Убийцу, 26-летнего Василия Сумарина, ранее дважды судимого за злостное хулиганство, областной суд приговорил к высшей мере наказания.«
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Статус: Место упокоения. Мемориал.
Местонахождение: Россия, Брянская область, Клинцовский район, село Павличи, кладбище.
Доступность: Нормальная.
ВСТОРОНЕ.РУ ©